Где вырос Иисус?

Источники удивительно скудны насчет детских лет Иисуса, по сути только два евангелия – от Матфея и Луки – упоминают этот период его жизни, причем очень кратко – в обоих случаях все умещается в первые три главы.

Для начала, Матфей говорит, что еще в младенческом возрасте, сразу после рождения «в дни царя Ирода» семья бежала в Египет:

\

Мф 2:1 Когда же Иисус родился в Вифлееме \ Иудейском во дни царя Ирода,
\ ...
\ 2:13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и \ говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, \ доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.
\ 2:14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,
\ 2:15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, \ который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

Затем, «по смерти Ирода» и в правление Архелая они вернулись, но не в Вифлеем, а в Назарет:

\

2:19 По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во \ сне является Иосифу в Египте
\ 2:20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю \ Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.
\ 2:21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.
\ 2:22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, \ убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы \ Галилейские
\ 2:23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное \ через пророков, что Он Назореем наречется.

В следующем же стихе говорится:

\

3:1 В те дни приходит Иоанн Креститель и \ проповедует в пустыне Иудейской

И тут же:

\

3:13 Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него.

А согласно Луке:

\

3:21 Когда же крестился весь народ, и Иисус, \ крестившись, молился: отверзлось небо,
\ 3:22 и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с \ небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!
\ 3:23 Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати, и был, как думали, Сын \ Иосифов, Илиев, ...

То есть линия такова:

    \
  1. Бегство в Египет – сразу по рождении
  2. \
  3. Смерть Ирода
  4. \
  5. Возвращение из Египта и поселение в Назарете
  6. \
  7. Крещение у Иоанна – 30 лет

Таким образом жизнь Иисуса до крещения и начала проповедования делится на два этапа – в Египте и в Назарете. Сколько из этих 30 лет он провел там и там? Обычно впечателние у людей, что вернулись они чуть ли не сразу. Но давайте взглянет внимательнее.

\

2:23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.
\ 3:1 В те дни приходит Иоанн Креститель и проповедует в пустыне Иудейской

Не забывайте, это для нас все было две тысячи лет назад и десяток лет туда -десяток лет сюда роли не играют, и писалось это все чуть ли не современниками. В крайнем случае через век с небольшим, как полагают некоторые историки.

Представьте это выражение «в те дни» в более близком контексте, чтобы представить, что имел в виду автор евангелия. Скажем, в такой фразе:

\

И простил его царь, и вернулся Пушкин из деревни в Петербург.
\ В те дни, Вяземский жил на Фонтанке и приходит Пушкин к нему в гости...

В можете себе представить, чтобы расстояние между возвращением в Петербург и приходом в гости было в десяток-другой лет? Нет? Так почему вы считаете это возможным в евангелии?

Так что, получается, что большую часть тридцати лет своей жизни Иисус провел именно в Египте, а не в Галилее.

Тут есть правда две мелочи, связанные с Евангелем от Луки. Первая мелочь состоит в том, что Лука вообще не упомиает бегство из Египта. Ну, это и правда мелочь. Во-первых, Лука мог и не знать. Ну, вышло так, при Матфее Иисус эту часть своей биографии упомянул, а при Луке случая не вышло, он и не знал. Поскольку мелочь значительная, то вряд ли он знал, да не упомянул, а подозревать Матфея в фальсификации мы тоже не будем, поскольку после этого вообще рассуждение строить будет не на чем – если мы не верим в честность евангелистов, то вообще вся система рушится, а не только эпизод с бегством в Египет. Так что с первой мелочью мы разобрались: Лука просто не знал о египетском периоде Иисуса. На самом деле это очень важно, поскольку помогает понять, что произошло со второй мелочью.

А вторая мелочь состоит в том, что Лука утверждает (со слов Иисуса или его матери – не уточнено), что в детстве Иисуса его семья каждый год посещала Храм, причем прямо утверждает, что Храм в Иерусалиме.

\

2:41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
\ 2:42 И
когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
\ 2:43 Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
\ 2:44 но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
\ 2:45 и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
\ 2:46 Через три дня нашли Его
в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
\ 2:47 все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

Казалось бы это камня на камне не оставляет от теории египетского детсва Иисуса, так? Так, да не так. Мы уже выяснили, что Лука понятия не имел об египетской эпопее семьи Иисуса. Это на самом деле очень важный момент.

Во-первых, начнем с того, что этот рассказ физически не может быть точным. Согласно ему

\

2:21 По прошествии восьми дней, когда надлежало обрезать Младенца, дали Ему имя Иисус, нареченное Ангелом прежде зачатия Его во чреве.
\ 2:22 А когда исполнились дни очищения их по закону Моисееву, принесли Его в Иерусалим, чтобы представить пред Господа,
\ ...
\ 2:39 И когда они совершили всё по закону Господню, возвратились в Галилею, в город свой Назарет.

То есть, во-первых, Египет вообще не упоминается, что мы уже приняли как неприемлемую гипотезу, поскольку тогда пришлось бы утверждать о нечестности Матфея взамен просто неосведомленности Луки. А учитывая египетскую эпопею, они просто физически не могли «2:41 Каждый год родители Его ходили в Иерусалим…» Времена были древние, путь в Египет занимал немало времени, так что хотя бы первый праздник они пропустили точно. Но если Лука говорил со слов Иисуса или его матери, то, что, они врали? Тоже неприемлемая гипотеза. А теперь представьте, что они сказали, что каждый год посещали Храм. Не Иерусалим, а именно Храм. Вот тут, я думаю, и зарыта собака.

Представьте себе, что кто-то вам говорит, что в детстве родители сводили его в Мавзолей посмотреть на Вождя. Хоть у кого-нибудь выросшего в СССР возникнет сомнение, что речь идет о Красной площади в Москве? А вот если вы спросите китайских товарищей, то у них ассоциация окажется немного другая. В Пекине тоже есть Мавзолей со своим Вождем.

Теперь надо обьяснить, что такое иудейский Храм. Людям с христианским или мусульманским контекстом это обычно непонятно. А зря, очень важная деталь. Так вот, в иудаизме Храм может быть только один и только в одном физическом месте. Больше нигде ни при каких условиях. Так прямо указано в Ветхом Завете и так и было большую часть истории – Храм либо был там, где ему положено быть, либо его не было вообще. Это мечеть, христианский храм, церковь, кирху, наконец, синагогу можно строить чуть ли ни где попало, для иудейского Храма есть ровно одно место на Земле указанное лично Богом и обсуждению не подлежащее.

Удивительно ли, что Лука услышав, что родители Иисуса каждый год посещали Храм, ни секунды не колеблясь решил, что Храм был в Иерусалиме? Это не недоумие, это просто была азбучная истина, которую знал каждый иудей. Храм находится в Иерусалиме. Те, кто посещают Храм, посещают Иерусалим. Со стороны Луки это не было даже приписывание истории, он просто воспользовался синонимом.

Вот только именно во времена Христа и вплоть до 70 г. в мире таки существовал второй иудейский Храм. Отгадайте где? Ага, в Египте, в городе Он, он же Юну, он же Гелиополис, город Солнца. И отгадайте в какой же именно город бежала семья Иисуса? Ну, да, именно туда, в город Он. Правда, на это у меня нет под рукой цитаты. Дело в том, что большинство версий Евангелия от Матфея говорят просто о бегстве в Египет, но несколько лет назад, когда я изучал этот вопрос, я нашел версию, в которой тот же стих звучал чуть иначе:

\

2:13 Когда же они отошли,- се, Ангел Господень \ является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и \ беги в Египет в город Он, \ и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы \ погубить Его.

Но сейчас я не могу найти той версии, и даже не помню на каком языке она был (чуть ли не греческом...) Так что пока что придется считать, что этот пункт еще не доказан. Однако, двумя крупнейшими иудейскими общинами в Египте в то время обладали именно Александрия и Гелиополис-Он. А учитывая наличие Храма в Гелиополисе, кусочки мозаики складываются вместе именно если они были там, а не в Александрии. К тому же Гелиополис в некотором смысле традиционно был местом бегства для Иудеев – именно так там и появлися второй Храм, о чем подробно рассказывает Иосиф Флавий.

\

Когда же сын первосвященника Хония, который, как мы уже упомянули, потерял отца своего будучи еще ребенком, увидел, что царь казнил его дядю Менелая и передал первосвященство Алкиму, не происходившему из первосвященнического рода, и что царь по совету Лисия отнял это звание от его семьи и передал чужому семейству, то убежал к египетскому царю Птолемею. Будучи последним и его женою Клеопатрою признан достойным своего сана, он получил от них участок земли в номе Гелиополя и построил тут храм по примеру Иерусалимского.
\ Иосиф Флавий «Иудейские древности», книга 12, глава 9

Ну, и последняя деталь. Гелиополис-Он – это не просто город в Египте. Для египтян это был – Город. Древняя столица. Древний духовный центр. Место главного Храма Солнца. Место, где на вершине обелиска стоял Бенбен камень, который первый появился из первичных вод при создании мира, и из которого родилась птица Бену-Феникс, родившая Солнце. Храм Солнца имел библиотеку со свитками описывающими историю Египта вплоть до ее начала пять тысяч лет до времени Иисуса. Не знаю, имел ли Иисус доступ к этой библиотеке, но знания, сосредоточенные в ней, не могли не просачиваться и в стоящий неподалеку второй иудейский Храм и его учителям, которых Иисус «слушал и спрашивал».

\

2:46 Через три дня нашли Его \ в храме, сидящего посреди \ учителей, слушающего их и спрашивающего их;

И уж совсем радикальное замечание, Лука не упоминает в каком же точно Храме нашли его родители. Точнее, для него это был даже и не вопрос. Но в Гелиополисе тоже было более одного Храма. А в иудейском ли Храме они нашли его? Для тех, кого возмущает такая идея, подумайте об еще одном факте. Жрица именно этого Храма, Храма Солнца в городе Он, стала женой Иосифа и матерью двух его сыновей, основателей двух колен израилевых.

\

Бытие 41:45 И нарек фараон Иосифу имя: Цафнаф-панеах, и дал ему в жену Асенефу, дочь Потифера, жреца Илиопольского. И пошел Иосиф по земле Египетской. (King James Version: «Asenath the daughter of Poti-pherah priest of On»
\ 41:50 До наступления годов голода, у Иосифа родились два сына, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского.
\ 41:51 И нарек Иосиф имя первенцу: Манассия, потому что говорил он Бог дал мне забыть все несчастья мои и весь дом отца моего.
\ 41:52 А другому нарек имя: Ефрем, потому что говорил он Бог сделал меня плодовитым в земле страдания моего.
\ 46:20 И родились у Иосифа в земле Египетской Манассия и Ефрем, которых родила ему Асенефа, дочь Потифера, жреца Илиопольского.
\ 47:5 И ныне два сына твои, родившиеся тебе в земле Египетской, до моего прибытия к тебе в Египет, мои они; Ефрем и Манассия, как Рувим и Симеон, будут мои;
\ 47:6 дети же твои, которые родятся от тебя после них, будут твои; они под именем братьев своих будут именоваться в их уделе.

Так что может быть то, чему учили в этом храме не так уж и контрастировало с тем, чем учили в соседском иудейском. А вот знаний там было накоплено за пять тысяч лет.Не исключено, что это еще одна причина, по которой вернувшийся в Иудею Иисус выглядел как выпускник МГУ приехавший в глухую деревушку.

Язык

Theme by Danetsoft and Danang Probo Sayekti inspired by Maksimer